18 2

18 2


Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне

1. Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и(или) транспортных средств в пограничной зоне

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведение массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержание или выпас скота в карантинной полосе впределах пограничной зоны без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Комм. Сахно А.И.

Объектом правонарушений является пограничный режим в пограничной зоне.

Пограничный (приграничный) режим устанавливается на государственной границе и в пределах приграничной территории с целью создания необходимых условий для ее защиты и охраны. Особенность правового регулирования пограничного режима состоит в том, что в отличие от режима государственной границы он относится к внутренней компетенции Российской Федерации и устанавливается, как правило, в одностороннем порядке российскими федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Пограничный режим включает правила:

а) определения пограничной зоны;

б) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

в) хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне;

г) учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов;

д) ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, выражается в нарушении правил въезда (прохода) в пограничную зону, правил временного пребывания, а также передвижения лиц и(или) транспортных средств в пограничной зоне. Пограничная зона включает в себя полосу местности шириной до пяти километров вдоль государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках границы пограничная зона может не устанавливаться.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Федерации по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации. В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим. Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действщ правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию со старшими должностными лицами пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.

Въезд (проход), временное пребывание, передвижение лиц и транспортных средств в пограничной зоне осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 2 комментируемой статьи, выражается в нарушении установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а также содержания или выпаса скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения пограничных органов. В разрешении на проведение работы, мероприятия (кроме въезда или прохода лиц и транспортных средств в пограничную зону) указываются место, время их проведения, количество участников и лицо, ответственное за их проведение.

В целях недопущения переноса заразных болезней через государственную границу могут быть запрещены или ограничены содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль государственной границы на суше. Карантинная полоса, ее ширина, порядок ее ограждения, ветеринарный режим на ней устанавливаются Минсельхозом России или по его поручению органами ветеринарного надзора субъектов Федерации.

Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность согласно российскому законодательству о государственной границе осуществляется в территориальном море с уведомлением, а во внутренних водах — с разрешения уполномоченных должностных лиц пограничных органов.

Особенность административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.2 КоАП РФ, состоит в том, что они не связаны с пересечением государственной границы.

Нарушение установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в пограничной зоне, в результате совершения которого могут быть повреждены, смещены или разрушены пограничные знаки, необходимо отграничивать от преступления, предусмотренного статьей 323 Уголовного кодекса РФ (противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации). Изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков признается преступлением, если эти действия совершены в целях противоправного изменения Государственной границы Российской Федерации.

Пограничным знаком считается специальный предмет для обозначения государственной границы на местности, описание и порядок установки которого определяются международными договорами Российской Федерации, решениями Правительства РФ. Под изъятием пограничного знака понимается его извлечение без установки в новом месте, а перемещением считается его изъятие с последующей установкой на новом месте. Уничтожением признается необратимое разрушение пограничного знака, которое не позволяет использовать его в прежнем качестве по прямому назначению.

Субъектом правонарушений может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста; должностное лицо, ответственное за соблюдение правил, регулирующих пограничный (приграничный) режим, а также юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений может характеризоваться умыслом или неосторожностью.

Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе должностные лица пограничных органов. Кроме них, составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право должностные лица органов внутренних дел (милиции).




Источник: az-libr.ru


Добавить комментарий