Госпитальная шкала тревоги

Госпитальная шкала тревоги

См.: Zigmond A. S., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatr. Scand. — 1983. — Vol. 67. — P. 361-370.

Шкала разработана A. S. Zigmond и R. P. Snaith в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях обще медицин с кой практики. Преимущества обсуждаемой шкалы заключаются в простоте применения и обработки (заполнение шкалы не требует продолжительного времени и не вызывает затруднений у пациента), что позволяет рекомендовать ее к использованию в общесоматической практике для первичного выявления тревоги и депрессии у пациентов (скрининга). Шкала обладает высокой дискриминантной валидностью в отношении двух расстройств: тревоги и депрессии. Для более детальной квалификации состояния и отслеживания его дальнейшей динамики рекомендуется пользоваться более чувствительными клиническими шкалами (например, шкалой Гамильтона для оценки депрессии (HDRS), шкалой Гамильтона для оценки тревоги (HARS), шкалой Монтгомери—Асберг для оценки депрессии (MADRS), опросником депрессии Бека (BDI).

При формировании шкалы HADS авторы исключали симптомы тревоги и депрессии, которые могут быть интерпретированы как проявление соматического заболевания (например, головокружения, головные боли и прочее). Пункты субшкалы депрессии отобраны из списка наиболее часто встречающихся жалоб и симптомов и отражают преимущественно ангедонический компонент депрессивного расстройства. Пункты субшкалы тревоги составлены на основе соответствующей секции стандартизованного клинического интервью Present State Examination и личном клиническом опыте авторов и отражают преимущественно психологические проявления тревоги.

Шкала апробирована авторами на более 100 пациентах соматическогo стационара (16—65 лет), страдающих различными соматическими заболеваниями. Полученные данные были соотнесены с результатами экспертного оценивания. Далее была проведена проверка шкалы на внутреннюю консистентность и дискриминантную валидность. В завершение анализа валидности шкалы была доказана независимость показателей от специфики и тяжести соматического заболевания.

Адаптация шкалы для использования в отечественной практике произведена М.Ю. Дробижевым в 1993 г. Результаты повторного использования адаптированной шкалы в выборках пациентов, страдающих различными соматическими заболеваниями, подтверждают устойчивость и валидность ее внутренней структуры, а также релевантность граничных показателей.

Обследуемые— взрослые лица любого возраста, находящиеся на лечении в соматическом стационаре.

Методика применения. Бланк шкалы выдается для самостоятельного заполнения пациенту и сопровождается инструкцией следующего содержания:

«Ученые уверены в том, что эмоции играют важную роль в возникновении большинства заболеваний. Если Ваш доктор больше узнает о Ваших переживаниях, он сможет лучше помочьВам. Этот опросник разработан для того, чтобы помочь Вашему доктору понять, как Вы себя чувствуете.

Не обращайте внимания на цифры и буквы, помещенные в левой части опросника. Прочитайте внимательно каждое утверждение, и в пустой графе слева отметьте крестиком ответ, который и наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали на прошлой неделе.

Не раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет более верной».

Шкала составлена из 14 утверждений, обслуживающих две подшкалы: «тревога» (нечетные пункты — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13) и «депрессия» (четные пункты — 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14). Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа, отражающие градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 (отсутствие) до 3 (максимальная выраженность).

Как и во всех случаях применения субъективных шкал, для достижения валидных результатов необходимо обеспечить самостоятельное заполнение шкалы пациентом (без обсуждения вариантов ответа с родственниками, знакомыми, соседями по палате). При необходимости следует предоставить пациенту относительно уединенное место (в кабинете или в холле отделения). Для обеспечения спонтанности ответа желательно установить пациенту четкие временные рамки для заполнения шкалы (порядка 20—30 минут). За этот интервал времени шкала должна быть заполнена полностью. Если пациент пропустил отдельные пункты или прервал заполнение шкалы на значительный срок (несколько часов), рекомендуется провести повторное тестирование с использованием нового бланка.

Текст опросника

ТЯ испытываю напряженность, мне не по себе

3 Все время

2 Часто

1 Время от времени, иногда

0 Совсем не испытываю

ДТо, что раньше приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство

Определенно это так

Наверное, это так

2 Лишь в очень малой степени это так

3 Это совсем не так

ТЯ испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться

3 Определенно это так, и страх очень сильный

2 Да, это так, но страх не очень сильный

1 Иногда, но это меня не беспокоит

0 Совсем не испытываю

ДЯ способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

0 Определенно это так

1 Наверное, это так

2 Лишь в очень малой степени это так

3 Совсем не способен

ТБеспокойные мысли крутятся у меня в голове

3 Постоянно

2 Большую часть времени

1 Время от времени и не так часто

0 Только иногда

Д Я испытываю чувство бодрости

3 Совсем не испытываю

2 Очень редко

1 Иногда

0 Практически все время

Т Я легко могу сесть и расслабиться

0 Определенно это так

1 Наверное, это так

2 Лишь изредка это так

3 Совсем не могу

Д Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

3 Практически все время

2 Часто

1 Иногда

0 Совсем нет

ТЯ испытываю внутреннее напряжение или дрожь

Совсем не испытываю

Иногда

2 Часто

3 Очень часто

Д Я не слежу за своей внешностью

3 Определенно это так

2 Я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

1 Может быть, я стал меньше уделять этому внимания

0 Я слежу за собой так же, как и раньше

ТЯ испытываю неусидчивость, словно мне постоянно нужно двигаться

3 Определенно это так

2 Наверное, это так

1 Лишь в некоторой степени это так

0 Совсем не испытываю

ДЯ считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения



Источник: student2.ru


Добавить комментарий